Владимир Путин призвал использовать в борьбе с офшорами международную помощь

Saturday, 15 June. 2013

"Такие документы должны быть нацелены на противодействие "серым" схемам минимизации налогообложения, обмен налоговой информацией и реализацию универсальных рекомендаций, разрабатываемых в рамках ОЭСР", - сказал президент в интервью РИА "Новости".

Неконтролируемое движение средств в офшорных юрисдикциях крайне негативно сказываются на мировой финансовой системе, признал глава государства.

Судя по нарисованной Путиным картине, последствия использования офшорных схем и вправду глобальны. Помимо уменьшения налоговой базы и снижения налоговых поступлений переток капиталов в офшоры грозит странам потерей налогового суверенитета, предупредил он.

Несмотря на объявленный руководством страны курс на деофшоризацию, офшорные цепочки владения по-прежнему популярны у российских бизнесменов. После "стрижки" депозитов на Кипре предприниматели охладели к юрисдикции, но спрос на офшоры не упал, и эксперты начали предлагать новые варианты.

В частности, партнер Ernst&Young Владимир Гидирим рекомендует своим клиентам вместо Кипра использовать двухуровневые цепочки владения. При этом он настаивает на том, что речь идет вовсе не об офшорах, а о "холдинговых структурах".

Компания первого уровня должна быть зарегистрирована в одной из стран, с которой у России заключены соглашения об избежании двойного налогообложения (СОИДН), советует Гидирим. В этом случае с дивидендов, выплаченных российской компанией, нужно будет заплатить 5% (как и на Кипре), а остальные пассивные операции (займы, роялти) и вовсе не будут облагаться налогом.

В России пришлось бы платить 13% подоходного налога. Люксембург, Сингапур, Швеция, Швейцария, Латвия и Нидерланды - наиболее подходящие страны для создания компании первого уровня.

Компания второго уровня выступает в роли защитной. Она должна обеспечивать конфиденциальность владельца и находиться в благоприятной правовой атмосфере (например, регулироваться английским правом). На роль такой юрисдикции больше всего подходят Мальта, Великобритания, Венгрия и Гибралтар, отмечает Гидирим.

Гидирим немного лукавит, отмечает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. Он называет только те страны, которые не включены Минфином в так называемый черный список офшоров. Но именно офшорные страны обеспечивают владельцу наибольшую анонимность.

В пример юрист приводит Объединенные Арабские Эмираты, где отсутствуют публичные реестры бенефициаров, то есть в принципе невозможно определить собственника зарегистрированных в юрисдикции компаний.

Использование офшоров сводится к двум аспектам: конфиденциальности и оптимизации налогов, говорит партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов. Первый фактор уже перестал существовать: бенефициар все равно раскрывается, признает он. "В случае если Россия применяет меры по налогообложению бенефициаров офшоров, то и второй фактор нивелируется", - считает Кленов. Офшоры будет невыгодно использовать, констатирует он.

Но коллеги с ним не согласны. Как юридическая конструкция офшоры просуществуют еще довольно долго, уверен Захаров. Например, офшоры полезны при создании совместных предприятий, как это было с ТНК-BP, вспоминает юрист. Международная компания просто не согласится работать по российскому праву, аргументирует он.

Несовершенство отечественного корпоративного права - лишь один из факторов, говорит Гидирим из E&Y.

Офшоры используются для накопления богатства или реинвестирования средств от деятельности при минимальных налоговых потерях. "Офшор станет центром консолидации денег, которые потом могут быть направлены на покупку активов", - объясняет он.

При этом юрист отмечает, что распределять себе дивиденды из офшора выйдет даже дороже, чем в России. "В России с дивидендов придется единовременно заплатить 9%, а через офшорную структуру сначала 5% за вывод за рубеж и потом еще 13% подоходного налога", - раскрывает он простую математику. Но можно поступить более изящно: активы могут быть приобретены прямо на "защитную" структуру и без "обналичивания" дивидендов, рассуждает он.

Офшор нужен как сберегательная книжка, которая будет аккумулировать все деньги, соглашается Захаров. "Пока ты как физическое лицо не получил фактический доход, ты не должен ничего декларировать", - говорит он о пользе такой "копилки".

Россия - единственная страна с таким легким законодательством, отмечает он. "Его (законодательство. - "Газета.Ru") можно охарактеризовать как наиболее подверженное коррупционному воздействию", - считает Захаров.

"Газета.Ru"