Кардиналы пребывают под общественным давлением и в тревожном ожидании конклава
Глава Службы печати Святого Престола падре Федерико Ломбарди, проводящий ежедневные брифинги, с трудом пытается дать им хоть какое-то информативное наполнение. При том, что содержание всех дискуссии и выступлений кардиналов на конгрегации должны держаться в секрете. Названы основные темы обсуждений - новая евангелизация, проблемы, перед которыми стоит общество и Церковь - утрата христианских корней, увеличение числа разводов и обесценивание института семьи, но не только. Затрагивались и "чувствительные вопросы" - скандал об утечке ватиканских документов "Ватиликс" и финансовые дела Ватикана.
Особенно усердствует с разоблачительными предположениями газета "Репубблика". После обнародования выдержек из секретного доклада специальной назначенной Бенедиктом XVI для расследования "Ватиликса" кардинальской комиссии, который никто кроме бывшего понтифика не видел, издание опубликовало интервью с анонимным "кротом" - одним из 20, которые наряду с папским дворецким Паоло Габриэле занимались хищениями ватиканской переписки. "Мы не дадим им все закопать в песок, ради блага Церкви", - как угроза прозвучал газетный заголовок, который, похоже, только насмешил кардиналов. Среди многих местных наблюдателей распространено мнение, что Церковь /по воли ли самого Бенедикта, или его ничем незапятнанного окружения/ сама дала выйти наружу по средством "Ватиликса" некоторым неблагочестивым фактам о Римской курии, чтобы при помощи "внешних сил", отчаявшись в своих, осуществить "чистку" рядов. Но внешний мир не понял сигнала и усмотрел в "Ватиликсе" лишь заговор и свидетельство серьезной внутренней борьбы между кардиналами.
Проходила информация, что высшие иерархи церкви хотели потребовать обнародовать пресловутый доклад, который Бенедикт оставил на рассмотрение своего преемника. Есть, правда, подозрение, что кардиналы и так догадываются о его содержании, а любопытство объясняется тем, что они хотели бы узнать, что там говорится о каждом из них и какие прегрешения приписаны.
Сами кардиналы, похоже, заинтересованы, чтобы на нового Папу не отбрасывалась тень скандалов о педофилии и "Ватиликсе". От госсекретаря /главы правительства/ Ватикана кардинала Тарчизио Бертоне, который к тому же регулирует работу конклава в качестве камерленго, как будто потребовали отчета о всех финансовых тонкостях деятельности ватиканского банка "Института религиозных дел" /ИОР/, еще одного источника проблем.
Кардиналы, безусловно, находятся под определенным общественным давлением, и настойчивое напряженное ожидание объявления даты конклава лишь усугубляют его. Несмотря на все опровержения со стороны Службы печати и падре Ломбарди не прошли незамеченными заявления разных ассоциаций жертв священников-педофилов. Сами некоторые кардиналы в интервью заявляли о том, что Папой не может быть один из тех, кто покрывал неправедных священнослужителей. Но по разным спискам и обвинениям, так или иначе к этому крупнейшему скандалу в Римско-католической церкви причастны самые что ни на есть "папабили", то есть наиболее вероятные претенденты на престол Святого Петра. Это - и архиепископ Милана Анджело Скола, и аргентинский кардинал Леонардо Сандри, и даже кардинал из Ганы Питер Тарксон, которого так прочат в первого "черного" Папу, не говоря уже об американских иерархах - Роджере Махони и Тимоти Долане. Активисты собирают подписи против архиепископа Мехико Ноберто Риверы, тоже покрывавшего в свое время священников-педофилов.
Безусловно, педофилия в лоне католической церкви проблема серьезная, и еще не известно чем обернется для Ватикана и его будущего суверена. Но перед одной из крупнейших религиозных общин, объединяющей миллиард 200 млн человек по всему миру, стоят и другие не менее глобальные вопросы. Это - и отношения с другими религиями, и агрессивное наступление ислама, особенно там, где под угрозой оказываются христианские меньшинства, и правомочность влияния Церкви на политику, и участие в решение общемировых проблем с бедностью и голодом. Но главная задача состоит в том, как сохранить назначение Церкви, сформировавшейся на догмах двухтысячелетней давности, в современном мире, ушедшем далеко вперед, как уберечь христианскую мораль при повсеместном цинизме и утрате веры, как убедить следовать догмам и заповедям, которые новому поколению ХХ1 века откровенно кажутся устаревшими.
События последних недель, когда Ватикан оказался в центре внимания всего мира, затмив все другие события, демонстрируют, что Римско-католическая церковь остается главным "ньюсмейкером", даже не в католических странах. Разумеется, Церковь использует весь свой авторитет и выработанные веками механизмы для того, чтобы новый Папа, кто бы им ни стал, был фигурой непререкаемой, как это всегда считалось. Но, похоже, впервые в истории внешний мир навязывает кардиналам свои условия, и они больше не могут избрать того, кого им удобнее, по тем или иным причинам, но должны учитывать, каким хотят видеть Папу по ту сторону ватиканской стены.
Алексей Букалов, Вера Щербакова, Ватикан
ИТАР-ТАСС