Выборы президента в США: как это происходит

Wednesday, 19 December. 2012

Вся избирательная кампания в США сводится к одной цифре: 270. Это количество голосов в Коллегии выборщиков, которые должна получить одна из сторон для того, чтобы претендовать на главное кресло в Белом доме. Коллегия выборщиков была создана очень давно, в первые дни существования США, как система голосования, позволяющая многочисленным разрозненным субъектам государства, которыми являются штаты, один раз в четыре года собраться вместе и избрать единого президента, который будет представлять их всех и управлять всеми Штатами.

Каждому штату, а также индивидуально Вашингтону, округ Колумбия, присуждается определенное количество голосов выборщиков, которое основано на размере этого штата. Калифорния, крупнейший штат Америки, получает 55 голосов, в то время как малонаселенный Вайоминг - только три. Все. кроме двух штатов, руководствуются принципом: победитель получает все. Поэтому если кандидат получает большинство голосов, в его актив записывается не число проголосовавших за него, но все голоса, которые имеет этот штат в Коллегии выборщиков. Всего в Коллегии выборщиков 538 голосов и кандидат, получивший большинство - не менее 270, становится президентом. Избирательные штабы Митта Ромни и Барака Обамы потратили месяцы и миллионы долларов, пытаясь выяснить, какие комбинации штатов при получении поддержки большинства обеспечат им победу и, самое  главное, позволят перешагнуть магический порог 270.

Так как же они идут к 270?

Через агитацию "неопределившихся штатов", небольшой группы, в которую входит около десятка штатов, которые иногда отдают свои голоса демократам, а иногда голосуют за республиканцев. Подавляющее большинство штатов Америки считаются прочными и надежными приверженцами одной из сторон, например, Калифорния непременно голосует за демократов, в то время как Техас всегда идет за республиканцами. Но некоторые другие, такие как Флорида, Огайо и Айова, открыты для агитации. Избирательные штабы кандидатов отдают все свое время, деньги и ресурсы на победу именно в этих неопределившихся штатах, и избиратели, жители этих штатов, будут по самую макушку засыпаны рекламой и бесконечными визитами кандидатов и их представителей. Время предвыборного марафона на этих территориях превращается в постоянный праздник.

Что происходит непосредственно в день выборов?

Утром 6 ноября избирательные участки открываются во всех 50 штатах и в Вашингтоне, и 169 миллионов американцев отдают свои голоса, опуская бюллетени. Подсчет начинается сразу, а когда голосование заканчивается, тем же вечером, мы получаем первые результаты экзит-полов, опросов, проведенных в течение дня, которые дают представление о том, кто победил.

Обычно к 11 вечера на Восточном побережье (3 часа утра в Минске) становится ясно, что одна из сторон одержала верх. В этом случае проигравший кандидат называет победителя и уступает. Оба кандидата держат речь: один провозглашает свою победу, другой признает свое поражение. Но существует возможность, как это случилось в 2000 году, что в конце дня выборов мы еще не знаем, кто победил. В этом случае результат может быть объявлен лишь после полного подсчета голосов. Избирательные процедуры могут затянуться по причине судебных баталий, которые разгораются в борьбе за результат и могут потребовать пересчета голосов. По итогам выборов и подсчета голосов может возникнуть ситуация, когда оба кандидата набирают по 269 голосов, ровно половину. В этом случае, чтобы выбрать следующего президента, должна будет голосовать Палата представителей.

Более 45 млн избирателей, или каждый четвертый пришедший на выборы, голосуют при помощи специальных устройств, которые хранят голоса в электронном виде, без избирательных бюллетеней. Первыми (в 7 часов вечера) закрываются избирательные участки в шести штатах, в том числе чрезвычайно важном для определения победителя Вирджинии (13 голосов выборщиков), затем не менее важном Огайо (18 голосов выборщиков) на полчаса позже. Последним, в час ночи среды, закрывается избирательный участок на Аляске.

Если бы Митт Ромни победил, он стал бы президентом прямо сейчас?

Следующий избранный президент будет публично приведен к присяге 21 января 2013 года, на церемонии инаугурации, которая проходит в Капитолии США в Вашингтоне. Если бы Ромни победил, время между ноябрем и январем он проводил бы как "переходный период" - занимался формированием своего кабинета, сменой состава сотрудников Белого дома и готовился к вступлению в должность. Так как победил Обама, его администрация в значительной степени осталась на местах, хотя он может сделать некоторые перестановки в своем кабинете и набрать на второй срок новых помощников.

Избиратели на выборах просто опускают бюллетени для голосования за президента?

Нет. Параллельно и одновременно с голосованием за президента американцы также выбирают 435 членов нижней палаты Конгресса, Палаты представителей, и одну треть сената (33 из сотни сенаторов отправляются на пенсию и заменяются новыми каждые два года). Кроме того, они голосуют за целый набор представителей местного управления и государственных должностных лиц. В этот день переизбираются одиннадцать губернаторов, а также тысячи государственных и местных чиновников. В этот вторник избиратели также голосовали за решение более 1000 вопросов местного характера. Они включают в себя такие, как право на смерть в штате Массачусетс, разрешение однополых браков в штате Мэн, абортов в штатах Флорида и Монтана, смертной казни в Калифорнии и сегрегации в Алабаме.

Было много разговоров о SuperPAC. Что это такое?

SuperPAC (Суперкомитет политического действия) - это относительно новое явление. Они оказывают значительное влияние на сам процесс выборов, являются независимыми политическими группами, в теории не имеют связи ни с одним из кандидатов, но позволяют собирать и тратить неограниченные суммы денег во время предвыборной кампании. По закону SuperPAC должны быть полностью отделены от избирательной кампании и не могут передавать деньги или координировать свои усилия с сотрудниками любого кандидата. Но реальность такова, что SuperPAC действуют как агрессивные посредники для официальных сторон выборной кампании, повторяя и ретранслируя сообщения одной стороны, которую они поддерживают, и нападая на противников.

Что касается последних выборов в США, то SuperPAC "Priorities USA" (Приоритеты США), выступавший на стороне Обамы, находится в ведении бывших сотрудников Белого дома, в то время как группа Restore Our Future ("Восстановим наше будущее"), в поддержку Ромни, была основана бывшим его помощником. Концепция SuperPAC вышла из судебного разбирательства Citizens United (Объединенные Граждане) против Федеральной избирательной комиссии, которое рассматривалось Верховным Судом США, и в процессе которого судьи постановили, что не может быть никаких ограничений в том, сколько денег частные лица, корпорации или общественные объединения могут пожертвовать независимым политическим группам, даже если они ведут кампанию от имени одного кандидата.

Так как SuperPAC номинально являются независимыми от официальной избирательной кампании, они часто во время выборов проводят самые резкие и агрессивные атаки на своих противников, которые могли бы дать обратный эффект, если бы исходили от официальных представителей кандидата. Например, про-Обамовская группа "Приоритеты США" за свои заявления, в которых на Ромни возлагалась ответственность за смерть женщины, чей муж потерял здоровье после закрытия фабрики, прозвучавшие в августе, подверглась широкой критике.

Какова расстановка сил между двумя партиями

Из 169 миллионов зарегистрированных избирателей 86 млн являются демократами, 55 млн отдают предпочтение республиканской партии и 28 миллионов составляют нейтральную часть электората. Демократы претендуют на 23 из 33 освободившихся мест в Сенате, где они в настоящее время находятся в большинстве (53 кресла), в том числе на их стороне и два независимых сенатора. Перед выборами должности губернаторов в штатах занимали 29 республиканцев, 20 демократов и 1 независимый кандидат. 27 штатов контролируются республиканцами, 15 - демократами, 7 штатов находятся в совместном управлении и один имеет официально беспартийный статус (это Небраска).

День выборов в США некоторые эксперты называют Днем Независимых (не путать с Днем Независимости), так как именно в этот день действительно многое зависит от неопределившихся и независимых избирателей. В 2008 году независимые избиратели составляли почти треть электората. Обама обошел в той гонке кандидата от Республиканской партии, он получил на 8 процентов независимых голосов больше чем сенатор Джон Маккейн. Однако, на промежуточных выборах 2010 года демократы потеряли 19 процентных пунктов независимых избирателей, а республиканцы сделали скачок по числу мест в конгрессе. Большинство опросов, проводимых при подготовке текущих выборов, показывали что Ромни среди независимых избирателей однозначно лидирует. Эту часть электората можно характеризовать перманентной нестабильностью, в 2000 году они выступали за республиканца Джорджа Буша, но в 2004 году им больше импонировал демократ Джон Керри.

Показатели партийной принадлежности также претерпевают изменения с течением времени, и политические партии переживают приливы и отливы в числе своих сторонников. По данным агентства Gallup, независимые достигли рекордно высокого уровня в 40 процентов взрослых американцев в конце прошлого года. Их число растет, в то время как обе конкурирующие стороны сокращаются. Но независимых традиционно труднее мотивировать идти на выборы, по сравнению с убежденными демократами или республиканцами. В жесткой выборной борьбе каждый голос на счету. Более 90 процентов демократов и республиканцев, скорее всего, голосуют за кандидата от своей партии.

В решении уравнения по определению следующего президента США есть несколько неизвестных, которые могут повлиять на явку и активность избирателей всего политического спектра. Вот пять основных факторов.

Во-первых, погода. Воздействие урагана Sandy ощущается до сих пор, наводнение нанесло значительный ущерб, возникли перебои в подаче электроэнергии, поэтому явка избирателей середины Атлантического побережья снизилась. Это больше ударило по Обаме, чем сказалось на Ромни.

Во-вторых, каждый принимает решение исходя из степени наполнения своего кошелька. Экономика еще не оправилась. Независимо от того, какие экономические перспективы рисуют эксперты, избиратели голосуют исходя из собственного личного хозяйства, основываясь на том, что они видят своими глазами и чувствуют на своих карманах. Могут согласиться вытерпеть новый срок президента или готовы к смене руководства.

В-третьих, женщины. В голосовании участвует больше женщин, чем мужчин, и в 2008 году они были на стороне Обамы. Но Ромни обещал ликвидировать гендерное неравенство.

В-четвертых, есть ветер политический. Какое-то время он дул Митту Ромни в спину, но потом сменил направление. Обама выиграл словесную битву в эфире.

И, наконец, ослабевает энтузиазм среди демократов. А это означает, что им необходимо активнее сражаться за голоса независимых. Если Обама не получает достаточного количества независимых голосов, он вынужден компенсировать это высокой явкой своего демократического электората, а в некоторых штатах даже побить исторический результат 2008 года.

Независимые избиратели не всегда открыто демонстрируют свой нейтралитет. Некоторые являются финансово консервативными и социально либеральными, поэтому не вписываются ни в одну партию. Другие отказываются от выбора, разочарованные негативом агитации с обеих сторон. Некоторые разочаровались в демократах, потому что они недостаточно прогрессивны, или в республиканцах, которые недостаточно консервативны. При голосовании многие независимые делают абсолютно случайный выбор между демократом и республиканцем. Им действительно безразлично. Но именно эти люди, наряду с действительно определившимися, могут повлиять на результаты выборов, в зависимости от уровня явки сторонников партий. Поэтому долгие годы особое внимание сторон обращено именно на штат Огайо. С 1964 года кандидат, которому отдают голоса выборщики этого штата, становится президентом. Ключ к победе в Огайо - в привлечении на свою сторону голосов независимых кандидатов.

Игорь Грень, OPEN.BY