Правозащитники отреагировали на "Русский марш"

Monday, 5 November. 2012

Московское бюро по правам человека, в свою очередь, готовит обращение в Генпрокуратуру. По мнению Александра Брода, лозунги, звучащие на марше, - это призывы к насилию и экстремистским действиям.

- Я читал в ленте информагентств, что сегодня "Русский марш" вы назвали "шабашем". Пожалуйста, поясните свою позицию. Как это понимать?

- Моя позиция такова: я не сторонник того, чтобы подобные акции запрещать, не разрешать их в Москве и в других регионах, поскольку у нас есть действительно конституционные нормы. И когда организаторы говорят о патриотических целях подобных акций, то это по формальному признаку проходит. Тем не менее, более пяти лет подобные акции действительно превращаются в трибуну для пропаганды радикальных и экстремистских лозунгов, что произошло и на сей раз. Звучат призывы к смене конституционного строя, к насилию над представителями Кавказа, Средней Азии, снова лозунг "Россия для русских", снова вскидываются руки в нацистском приветствии.

Полиция в Москве уже задержала 25 человек в черных шинелях со свастикой. Действительно, пропаганда свастики запрещена у нас законом о противодействии экстремисткой деятельности. Наши наблюдатели сейчас находятся на "Русском марше" в Москве, наши коллеги-правозащитники из регионов дают информацию. В Москве акция собрала порядка 6 тыс. человек, прошли так называемые марши в Перми, Иркутске, Санкт-Петербурге - где-то в десяти крупных городах. Серьезных проблем не было, но действительно в Москве риторика такого экстремистского качества зашкаливает. Поэтому по итогам марша мы сделаем заявление, обращение в правоохранительные органы. У нас законодательство жестко запрещает подобные ксенофобные экстремистские призывы, поэтому считаю, что должна быть проведена проверка. И вообще мое мнение, что подобным инициативам нужно действительно противопоставлять гражданское единство - акции, которые были бы направлены на единство, на созидание.

- Такие акции же проводятся в Москве.

- Тем не менее, они достаточно кулуарные и их суть непонятна большинству людей. А подобные радикальные акции действительно завоевывают пространство СМИ и подбрасывают такие разрушительные идеи в сознание людей. Поэтому по итогам подобных акций в соответствии с законом должно быть жесткое реагирование.

- У вас сейчас уже есть некоторый повод, вы сказали, что звучали там экстремистские лозунги. Вы думаете, какой-то результат будет по подаче вашего заявления в Генпрокуратуру, например? И какой это должен быть результат?

- Я считаю, что в соответствии с законодательством - Кодексом об административных правонарушениях и законом о противодействии экстремизму - за подобные выступления, за демонстрацию символики, за радикальные лозунги участники должны быть оштрафованы. И это просто должно быть показателем, что власть в соответствии с законом не дает попустительства людям, которые провоцируют насилие, которые стравливают людей между собой.

- А вам не кажется, что если будут такие штрафные санкции применены, то это будет у участников марша, у националистов, вызывать еще большее раздражение и выльется в еще более радикальные какие-то протесты?

- У нас есть закон, закон должен соблюдаться, нравится это кому-то или не нравится. А для того, конечно, чтобы уменьшать подобные протестные экстремистские настроения, в стране должен соблюдаться закон и в других сферах, в сфере правосудия, и должны реализовываться социально-экономические реформы, должно быть должное просвещение людей, должна быть грамотная национальная миграционная политика. Это будет снимать протестные настроения, которые зачастую выливаются в такие уродливые формы. Организаторы акций этим умело пользуются и подогревают подобные протестные настроения, направляя их именно против мигрантов и против представителей этнических меньшинств.

"КоммерсантЪ"