Москва и Вашингтон: старый ядерный спор в новых условиях

Friday, 9 November. 2012

Накопленный арсенал ядерных средств России и США даже с учетом сокращений в рамках договора СНВ-3, который в 2010 году подписали президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама, эксперты все равно называют избыточным.

При этом современная международная обстановка сильно изменила те условия, в которых СССР и США приходилось создавать стратегическую стабильность. Дестабилизирующие факторы, которые являются составными частями той концепции, изменились настолько сильно, что теперь настала пора ее пересмотреть.

По мнению экспертов, обеспечение стабильности должно учитывать не только арсеналы двух крупнейших членов "ядерного клуба", но и других государств, обладающих ядерным оружием, как участников договора о нераспространении, так и стран, не подписавших его.

Это не только поможет обеспечить стабильность в настоящем, но и будет способствовать реализации концепции "глобального нуля", то есть движению к полному отказу от ядерного оружия.

Однако таким переменам в международной безопасности мешают нерешенные проблемы отношений России и США, прежде всего проблема ПРО, которая остается краеугольным камнем в отношениях Москвы и Вашингтона.

Об этом говорилось на конференции "Ядерная безопасность в XXI веке", которая состоялась в четверг в Москве. Активное участие в ней принимали активисты кампании "Global Zero", которая ставит целью полный отказ от ядерного оружия в мире.

И эти эксперты, пожалуй, одни из немногих, кто сохраняет оптимизм, говоря о будущем сотрудничества между Россией и США в области контроля над вооружениями.

Стабильность по-новому

Стратегическая стабильность - это такое состояние в отношениях двух стран, когда отсутствует стимул для нанесения первого удара. Это состояние учитывает довольно много факторов, один из которых - дестабилизирующие факторы.

Как рассказал выступавший на конференции в МГИМО эксперт Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Дворкин, если в конце холодной войны такими факторами в частности были системы ПРО, высокоточное и космическое оружие, противолодочные системы и наличие ядерных вооружений у американских союзников в Европе (Великобритания и США), то в настоящее время на первое место вышли другие факторы.

"Это распространение ядерного оружия и ядерных технологий, распространение ракетного оружия и ракетных технологий, ядерный терроризм, кибернетические и звездные войны", - сказал он.

В этих условиях, по его словам, система ядерного сдерживания более не отвечает интересам безопасности ни России, ни США.

Обеспечить стабильность, считает Дворкин, можно лишь наладив полноценное сотрудничество между Москвой и Вашингтоном, а также снизив уровень боеготовности ракет с ядерными боеголовками и сократив их еще больше.

Между тем, хотя эти цели, по мнению многих экспертов, и кажутся логичными в свете факторов современной ситуации в мире, а также с учетом уже достигнутых соглашений между Москвой и Вашингтоном, двигаться дальше по пути к новой стратегической стабильности довольно сложно.

Дело в том, что Россия и США не могут решить проблему системы противоракетной обороны США.

Камень преткновения

Россия считает, что создаваемая американцами система противоракетной обороны, некоторые элементы которой будут размещены в Европе, угрожает российским интересам.

Во-первых, в будущем в США могут появиться противоракеты, способные сбивать российские баллистические ракеты сразу после старта. Во-вторых, ПРО включается в себя мобильные морские пусковые установки на эсминцах, которые в случае обострения ситуации могут быть стянуты в районы, откуда они смогут поражать баллистические ракеты.

Представители администрации США не раз заявляли, что ПРО не направлена против России и ее стратегического потенциала, а сотрудничество в сфере противоракетной обороны пойдет на пользу и США, и НАТО, и России.

Для российской стороны принципиально, чтобы гарантии ненаправленности ЕвроПРО против России были зафиксированы на бумаге - в юридически обязывающей форме, а не на словах. Сделать это американцы отказываются.

Все эти аргументы еще раз прозвучали на конференции в Москве. Как заявил в ходе дискуссии заместитель министра обороны Анатолий Антонов, "ситуация патовая".

Оптимизма не наблюдается и на высшем уровне. Российский президент заявил незадолго до выборов в США, что едва ли проблема ПРО будет принципиально решена в обозримом будущем.

По дороге к нулю

На конференции не раз высказывалось мнение о том, что ценность российско-американского диалога состоит не только в его результатах, но и сам процесс также приносит немало пользы.

"По прежнему это тот важнейший элемент ядерной картины мира, в рамках которого создаются методологические подходы, в рамках которого формируется корпус международных экспертов, тот объем знаний, который можно применять и на других направлениях", - сказал, открывая форум, проректор МГИМО Артем Мальгин.

Этот опыт, по мнению других участников, в частности, может оказаться полезен, когда будет реализована идея о формировании нового, более широкого диалога со странами ядерного клуба.

Более того, иностранные эксперты из программы Global Zero, с которыми я встретился в кулуарах форма, смотрят на диалог Москвы и Вашингтона более оптимистично.

Эту всемирную кампанию, целью которой является полное уничтожение ядерного оружия, официально поддержали и Барак Обама, и Дмитрий Медведев, и многие другие мировые лидеры, включая и руководителей стран из Ядерного клуба.

Эксперты уверены, что в конце концов и Москва и Вашингтон пойдут на компромиссы.

"Это случалось и ранее в российско-американском стратегическом диалоге. Я думаю, что русские будут говорить "нет, нет, нет", пока не скажут "да". Я не думаю, что им комфортно чувствовать себя завязшими в вопросе контроля за ядерными вооружениями. Российское общество поддерживает эти идеи [сокращение ядерных потенциалов], есть поддержка со стороны международного сообщества. Я думаю, что в ближайшие полгода мы станем свидетелями прорыва в этих вопросах. Обе стороны вернутся за стол переговоров", - сказал руководитель проекта Global Zero, который обсуждался на конференции, Ричарт Берт.

Его коллега, соучредитель Global Zero Брюс Блэр считает, что процессы, подобные тому, который происходит в отношениях двух бывших противников по холодной войне, не могут происходить быстро.

"Это работа Global Zero - создавать возможности движения по этому пути, создавать политический фон, поддержку общества, двигаться к уничтожению ядерного оружия. Мы уже преуспели в самой начальной стадии кампании, мы определили аргументы на форумах, подобных этому. В России многие верят, что это правильный путь", - сказал он Би-би-си.

По его словам, довольно трудно провести в Сенате США соглашения о контроле над вооружениями из-за традиционно негативного отношения к таким вопросам республиканцев, однако, по его словам, все-таки большинство крупных соглашений в этой области за последние 30 лет были в конце концов приняты.

Павел Аксенов, "Би-би-си"