Рынок продажи готового бизнеса негосударственной формы собственности в Беларуси за 2010 год. Обзор

Thursday, 13 January. 2011

 

Прошедший 2010 год характерен серьезными изменениями на рынке покупки-продажи действующих предприятий негосударственной формы собственности. Количество выставленных в открытую продажу предприятий возросло в 3,2 раза. Рынок предложений с сентября по декабрь этого года увеличивался на 15 процентов в месяц! При этом отношение количества продавцов к покупателям составило в среднем за год 15 : 1. И это еще не гарантия того, что 6 процентов предложенных предприятий будет продано. 

Сегодня в открытой продаже заявлено предприятий на сумму 122,4 млн. долларов США. Ровно год назад эта цифра была равна 39,5 млн. Несмотря на то, что средняя стоимость продаваемого предприятия составляет более 200 тыс. долларов, 65 процентов всех предложений имеет заявленную продажную стоимость ниже 50 тыс. долл., 12 процентов – свыше 200 тыс. долл. и 3 процента – по цене более 1 млн. При этом надо учитывать, что во внимание не принимались предложения без объявленной стоимости, а также большое количество просто нелепых предложений по продаже ЧУПов (без каких-то либо активов) и ИП по цене от 100 до 400 $. Учредители публично выставленных и учредители предприятий, которые не афишируют факт желания продажи, определившие стоимость своего бизнеса от 1 до 75 млн. долл., как правило, являются нерезидентами РБ.

 

Что сегодня в продаже:

Автомастерские, автосалоны, СТО, автомойки в количестве 61-го предприятия на сумму 8,3 млн. долларов. При доле на рынке продаж в 10,7 % ими интересовались 15,5 %. Наиболее востребованы СТО стоимостью до 25 тыс. долларов. 

Аптеки, стоматологии, медицинские центры в количестве 26 предприятий на сумму 900 тыс. долларов. При доле на рынке продаж в 0,73 % ими интересовались 3,9 % от всех интересовавшихся приобретением бизнеса. В продаже в основном косметологические и небольшие медицинские центры, стоматологии.

Магазины, павильоны, торговые площади, складские помещения в количестве 109 предприятий (в 2009 году было 31) на сумму 11,5 млн. долларов. При доле на рынке продаж в 18 % ими интересовались 12,4 % от всех интересовавшихся приобретением бизнеса. Наиболее востребованы продовольственные магазины с торговой площадью от 50 до 70 м2 и промтоварные в центральной части Минска.

Предприятия сферы услуг в количестве 117 предприятий (в 2009 году – 28) на сумму $23 млн. (в 2009 году - $1,5 млн.). При доле на рынке продаж в 19,3 % ими интересовались только 15,3 % от всех интересовавшихся приобретением бизнеса. К предприятиям сферы услуг относятся: свадебные и компьютерные салоны, фитнес-клубы, игорные заведения, бани, сауны, рекламный бизнес.

Производства, заводы в количестве 90 предприятий на сумму 32,7 млн. долларов. При доле на рынке продаж в 14,85 % ими интересовались 15,5 % от всех интересовавшихся приобретением бизнеса.

Рестораны, кафе, бары, клубы в количестве 63 заведений на сумму $11,7 млн. При доле на рынке продаж в 10,4 % ими интересовались 14,7 % от всех интересовавшихся приобретением бизнеса. В этом бизнесе спрос всегда превышает предложения.

Салоны красоты, парикмахерские, солярии в количестве 76 предприятий на сумму 4,2 млн. долларов. При доле на рынке продаж в 12,54 % ими интересовались 11,6 % от всех интересовавшихся приобретением бизнеса.

Строительство в количестве 19 предприятий или 3,14 процента рынка продаж. Строительными фирмами интересовались только 3,8 процента из числа желающих приобрести готовый бизнес.

Транспортные компании представлены на рынке предложений 9 предприятиями, туристические агентства – 10, сельское хозяйство - 2.

Приобретением бизнеса в Беларуси интересовались представители 64 стран.

Эта статистика очень любопытна. Из всех интересовавшихся, доля Российской Федерации составляет 55,9 %, Украина – 6,9 %, США – 5,3 %, Казахстан – 2,5 %. Практически не интересуются приобретением бизнеса в Беларуси граждане Польши и Литвы: их доля составила примерно 0,7 %. 

 

Из действующих предприятий, представленных на сайте "Ваша фирма.BY", наибольшей популярностью в 2010 году пользовались:

Парикмахерская на ул.Якуба Коласа - 4,0 % от всех просмотров, 

ООО с пиццерией на Партизанском проспекте - 3,2 %,

ООО с кафе в центральной части Минска - 3,1 %,

Парикмахерская на ул. Веры Хоружей – 2,7 %,

Шиномонтаж - 2,0 %,

Ремонт обуви – 1,9 %

Следует отметить, что рынок покупки-продажи действующих предприятий в нашей стране очень слабо развит. Он отличается бессистемным и неквалифицированным подходом продавцов к продаже своих предприятий, неподготовленностью покупателей к инвестированию. Совершенно отсутствует система страхования сделок по приобретению бизнеса. Банковский сектор экономики не желает идти на встречу приобретателям действующих предприятий.
 

Источник информации