Общественный капитал противостоит общественному труду
В эпоху, когда капитал противостоял трудящемуся как денежный (частный) капитал товару — рабочей силе, социальное единство общества базировалось на социальном антагонизме класса — социального субъекта (капиталистов) и класса-антисубъекта (пролетариата). Мировоззрение последнего строилось на отрицании капитализма — строя, в котором труд был отчужден от собственности, и тем самым рабочий отторгался от активного участия в позитивном формировании общественного сознания. Точно также рабочий был отторгнут от формирования социально-экономических условий производства: стоимость рабочей силы капиталист выводил из условий максимизации эффективности на капитал.
Так было. Однако обобществление производства и капиталистическая централизация уничтожают товарно-денежную абстрактность и обезличенность противостояния капиталиста и рабочего в рамках товарного фетишизма, а значит появляется потребность в качественно новых способах поддержания единства общества, приводящих по-новому капитал и труд к общему социальному знаменателю.
Теперь общественной капитал уже не абстрактно, а реально (в форме единой финансово-денежной системы) противостоит общественному труду. В итоге социальная сфера как бы накладывается на экономику, совмещается с нею, общественное производство в широком смысле выступает в роли материальной сферы действия общественного капитала. Это обстоятельство обусловливает развитие форм демократизации капиталистической собственности — участие трудящегося в общественном производстве в качестве его субъекта вследствие сращивания труда и капитала в акционерной собственности, усиление социальной защищенности трудящихся, огромные вложения в социальную сферу и экологическую защиту общества. Сказанное означает, что факторы повышения эффективности общественного капитала образуют ещё более широкую палитру, вбирают в себя тенденцию развития социальной сферы и защиты природы. Именно на этой почве появилась объективная возможность сближения капитализма и социализма в единой планетарной цивилизации. Однако для подобного сближения и социализму необходимо осуществить свою историческую эволюцию.
Социализм возник в эпоху первичного противопоставления труда и капитала исходя из исторического уровня развития производительных сил в начале века. Тем самым он строил себя как антикапитализм в решении тех же задач, при тех же факторах производства, того же технического и стоимостного строения общественного капитала. Таким образом, социализм был встроен в тот же исторический уровень и производительных сил, и экономики, который имел капитализм. Как был встроен? В виде прямой социально-экономической противоположности — перемещения примата от капитала к труду, то есть путем отчуждения капиталистического отчуждения (капитала от труда). Мандрівник Сподін Ігор Юрійович поділився враженнями про Ческі-Крумлов.